Спасем жизнь.Обеспечим безопасность.
Как быстро оказать психологическую помощь пострадавшим
в чрезвычайной ситуации.
К сожалению, очень много разных трагических случаев происходит в последнее время – одни приносят горе в конкретный дом, другие отзываются болью в душах тысяч людей в нашей стране. Любой человек, следуя рекомендациям и владея информацией о личностных особенностях пострадавшего, может в определенных обстоятельствах оказать ему психологическую помощь.
Особенно важно!
Если вы находитесь рядом с человеком, получившим психологическую травму в результате воздействия экстремальных факторов (при теракте, аварии, потере близких, трагическом известии, физическом или сексуальном насилии и т.д.)
Не теряйте самообладания!
Поведение пострадавшего не должно Вас пугать, раздражать или удивлять. Его состояние, поступки, эмоции – это нормальная реакция на ненормальные обстоятельства.
Позаботьтесь о своей психологической безопасности.
Не оказывайте психологическую помощь в том случае, если Вы этого не хотите (неприятно или другие причины). Найдите того, кто может это сделать.
Придерживайтесь принципа: "Не навреди".
Не делайте того, в пользе чего ВЫ не уверены. Ограничьтесь тогда лишь сочувствием и как можно быстрее обратитесь за помощью к специалисту (психотерапевту, психиатру, психологу).
Реакции организма на экстремальное событие.
- Бред. Галлюцинации
- Попытка самоубийства Вы должны обратиться за помощью к врачу-психиатру.
- Апатия
- Ступор
- Двигательное возбуждение Ваша помощь крайне необходима (по ситуации)
- Агрессия
- Страх Ваша помощь – в создании условий для нервной "разрядки".
- Истерика
- Нервная дрожь
- Плач
Критическая ситуация вызывает у человека мощный стресс, приводит к сильному нервному напряжению, нарушает равновесие в организме, отрицательно сказывается на здоровье в целом – не только физическом, но и психологическом тоже.
Бред
Ложные представления или умозаключения, в ошибочности которых пострадавшего невозможно разубедить.
Галлюцинации
Пострадавший воспринимает объекты, которые в данный момент не воздействуют на соответствующие органы чувств ( слышит голоса, видит людей, чувствует запахи и проч., которых нет на самом деле).
Помощь
Обратитесь к медицинским работникам, вызовите бригаду скорой психиатрической помощи.
До прибытия специалиста следите за тем, чтобы пострадавший не навредил себе и окружающим. Уберите от него предметы, представляющие потенциальную опасность.
Переведите пострадавшего в уединенное место, не оставляйте его одного.
Говорите с пострадавшим спокойным голосом. Соглашайтесь с ним, не пытайтесь его переубедить.
Помните, в такой ситуации переубедить пострадавшего невозможно.
Детские и подростковые самоубийства.
Особое внимание нужно обратить на такие ситуации:
- на ребенка навалилось множество мелких проблем, при этом взрослые не хотят или не могут протянуть руку помощи. В смерти ребенок ищет возможность найти временное (ведь ребенок еще не понимает, что такое смерть) убежище;
- ребенок хочет отомстить кому-либо, привлечь к себе внимание или напугать родителей;
- ребенок очень боится наказания за какой-то проступок;
- недавно самоубийство совершил известный человек и/ или о чьем-то самоубийстве много говорили по телевизору, писали в газетах, обсуждали дома.
Детские и подростковые самоубийства могут быть абсолютно "беспочвенными" с точки зрения взрослых. Поэтому реагируйте на каждое высказывание ребенка о "плохой жизни".
Помощь:
Человек, решивший свести счеты с жизнью, находится в состоянии конфликта со всем окружающим миром. Поэтому очень важно, чтобы кто-то проявил к нему сочувствие.
Слушайте и соглашайтесь с тем, что он говорит. Вы должны стать своим, "играть на его стороне".
Во время разговора постарайтесь найти положительные моменты в сложившейся ситуации (удалось выжить "после такого..", жив-здоров, руки, ноги – целы, подумать о родителях, детях и др.)
Покажите уникальность его жизненного опыта.
Попросите его о помощи.
Ведите разговор на том расстоянии, которое ему удобно. Если он отклоняется от Вас, сделайте шаг назад. Постепенно продолжая разговор, приближайтесь к нему.
Как справиться со стрессом?
"Господи, дай мне терпение вынести то, что я не могу изменить,
дай мне силы исправить то, что я могу изменить,
и самое главное – дай мне мудрость,
чтобы отличить первое от второго".
Очень важно научиться самому справляться со своими стрессами, при этом ключевой момент - максимально точно определить, с какого рода стрессором вы встретились, а уж только после этого принимать определенные меры. Здесь важно помнить, что сам по себе стрессор – лишь повод для начала стресса, а причиной нервно-психического переживания мы делаем его сами. Например "тройка" для студента, который ни разу за весь семестр не раскрыл учебника, - счастье, для студента, привыкшего работать в полсилы, удовлетворительная отметка– норма жизни, а для отличника случайно полученная тройка может стать настоящей трагедией. Другими словами, стрессор один, а реакция на него варьирует от отчаяния до восторга, поэтому очень важно научиться контролировать свое отношение к неприятностям и подбирать адекватные методы борьбы с ними. Например, стрессоры первой категории нам практически неподвластны. Это цены, налоги, правительство, погода, привычки и характеры других людей, и многое другое. Конечно, вы можете нервничать и ругаться по поводу отключения электроэнергии или неумелого водителя, создавшего пробку на перекрестке, но кроме повышения уровня артериального давления и концентрации адреналина в крови вы ничего не добьетесь. Гораздо лучше в этом случае применить методы мышечной релаксации, различные приемы медитации, дыхательные упражнения или приемы позитивной визуализации.
Вторая категория – это стрессоры, на которые мы можем и должны непосредственно повлиять. Это наши собственные неконструктивные действия, неумение ставить жизненные цели и определять приоритеты, неспособность управлять своим временем, а также различные трудности в межличностном взаимодействии. Как правило, эти стрессоры находятся в настоящем времени или в ближайшем будущем, и мы в принципе, имеем шанс повлиять на ситуацию). Если мы встретились именно с таким стрессором, то очень важно определить, какого ресурса нам не хватает, после чего позаботиться о его поиске. Наконец, в третью группу стрессоров входят такие события и явления, которые мы сами превращаем в проблемы. Чаще всего подобное событие находятся или в прошлом или в будущем, причем его возникновение маловероятно. Сюда можно отнести все виды беспокойства за будущее (от навязчивой мысли "Выключила ли я утюг?" до страха смерти), а также переживания по поводу прошлых событий, которые мы не можем изменить. Нередко стресс этого типа возникает и в случае неправильной трактовки текущих событий, но в любом случае на оценку ситуации больше влияют установки личности, чем реальные факты. Вспомним рассказ А. П. Чехова "Смерть чиновника", в котором мелкий чиновник, случайно обрызгавший лысину генерала, умер от страха. Для тех, кто склонен излишне усложнять свою жизнь и видеть все в мрачных чертах я советую прочитать другой, менее известный, рассказ Чехова – "Жизнь прекрасна (Покушающимся на самоубийство)", в котором писатель дает великолепный пример того, что спустя десятилетие американцы назовут "рефреймингом" и "позитивным мышлением".
В качестве практического задания:
Возьмите лист бумаги и в произвольном порядке перечислите основные источники переживаний. Затем проранжируйте все проблемы - то есть расставьте их в порядке значимости, после чего проанализируйте, к какому типу относится тот или иной стрессор.
- Если это стрессор первого типа (вы никак не можете на него повлиять) то есть смысл заняться спортом, аутогенной тренировкой, медитацией или мышечной релаксацией.
- Если вы отнесли стрессор к третьему типу, то попробуйте взглянуть на него с другой стороны, применив "методом Робинзона". Герой романа Д.Дефо, оказавшись на необитаемом острове, сумел найти позитивные стороны в печальных обстоятельствах своего положения. Он разделил тетрадь на две колонки и в левой части под заголовком "Зло" записал: "Я заброшен судьбой на необитаемый остров", а рядом под заголовком "Добро" отметил: "Но я жив, я не утонул подобно всем моим товарищам". Если вы постараетесь, то наверняка обнаружите немало светлых сторон в самых мрачных, на первый взгляд, обстоятельствах вашей жизни. Для нейтрализации стрессоров второго типа важно выйти за рамки проблемы и определить, в каком направлении вам следует двигаться – то есть вместо стратегии "Бегство ОТ…" применить стратегию "Движение К…". Например вместо пустых переживаний типа "Ах, ну почему она меня не любит?" или "За что мне такое несчастье?" следует переформулировать проблему в вопрос "Что я должен предпринять, для того, чтобы она меня полюбила?" или "Что мне нужно от этой жизни, чтобы я чувствовал себя счастливым?". Недостаток ресурсов, необходимых для преодоления стрессоров второго типа (чаще всего, это чувство уверенности, спокойствия, решительности и т.д.), можно получить при помощи техник НЛП, с помощью специалиста.
Напишите, какие методы снятия стресса Вы обычно применяете в своей жизни:
1. излить душу подруге или другу
2. отнестись с юмором
3. совет компетентного человека
4. поесть
5. поспать
6. почитать интересную книгу
7. погулять в парке
8. потанцевать
9. …..
10.…..
А теперь обратитесь с этим же вопросом к своим друзьям. Допишите в конце списка их способы. Попробуйте использовать их тоже, когда Вас одолевают проблемы.
Как вы думаете, какие из этих методов можно соотнести с тремя видами стрессоров? (соедините на листе линиями стрессоры и способы...)
Американский психолог Джосеф Вольпе считает, что существует три занятия несовместимых с напряжением.
- секс,
- еда
- упражнения на релаксацию.
Прививка от страха
А мое лекарство вылечивает не один недуг, а все сразу.
Вот оно: презирай смерть!
Сенека
Страх также как и гнев заложен в нас природой, это так называемая "программа самосохранения" - конечно в том случае, когда человек может контролировать свои страхи. И даже сейчас в эпоху технического прогресса внутри мы остались такими же, как и миллионы лет назад. И природа, наделяя страхом, защищает нас.
При каких же обстоятельствах человек перестает контролировать свои страхи, и передает "бразды правления" ему в руки? В какой-то момент вы становитесь, более эмоциональны. Вы позволяете выбить себя из душевного равновесия. Вы сознательно обедняете свой имидж. Вы плохо реагируете на стрессовые ситуации. Вы позволяете ослабить чувство собственного достоинства. И вы уже научились сосуществовать со своим страхом, тем самым, возведя его в ранг привычек.
Чего же все-таки мы боимся? Какие страхи одолевают нас? Страх перед, чем больше всего пугает нас?
Разновидностей страхов уйма - это страх боли, стыда, одиночества, замкнутого пространства, позора, неизвестности и т.д. Но все страхи в конечном итоге сводятся к одному, страху смерти. И боимся мы не самой смерти, а ожидание ее в неизвестности, так как никто ничего о смерти не знает. Есть только предположения, фантазии о жизни после смерти, но точного ответа на вопрос "что ждет человека, когда он перейдет в мир иной?" никто не даст.
Все наши страхи осуществляются через тело, а рождаются в мозгу, где находится центр страха. Реакция на страх на уровне тела, у каждого проявляется по-разному, у некоторых она непроизвольная, сродни судороге, ощущения сжатия, словно в тиски всего тела или отдельных частей, ощущение стеснения или спазм отдельных органов. Иногда наоборот наступает полное расслабление тела, слабость мочевого пузыря, кишечника, головокружение, тошнота и т. д.
Мы приручаем свой страх с самого детства, только этого не знаем. И это у нас лучше получается именно в детстве. Потому, что в отличие от взрослых, которые, учитывая жизненный опыт "научились бояться", дети еще не умеют по настоящему бояться, потому, что их страх первичный, он еще не успел обрасти множеством разновидностей. Поэтому дети самостоятельно умудряются устранить свой страх без вмешательства взрослых. Они периодически возвращаются к тому или чему, что их напугало. Например, один мой знакомый в детстве чуть не утонул, его успели спасти. Но спустя час, после случившегося он опять вошел в воду. И если до этого он совершенно не умел плавать, то после происшествия сразу научился.
Говоря о страхах, хочется рассказать притчу, которая называется "Мудрость Хакима"
Один султан плыл со своим самым любимым слугой на корабле. Слуга, никогда еще не пускался в плевание по морю и тем более – дитя гор, никогда не видевший морских просторов, сидя в пустынном, трюме корабля, вопил, жаловался и плакал. Все были добры к нему и старались успокоить его, однако слова сочувствия достигали только его ушей, но не сердца, измученного страхом. Властелин едва переносил крики своего слуги, и путешествие по синему морю под голубым небом не доставляло ему больше никакого удовольствия. Тогда предстал перед ним мудрый Хаким – его придворный лекарь – и промолвил: " О властелин, если ты дозволишь, я смогу успокоить его" Султан сразу же согласился. И тогда лекарь приказал матросам бросить слугу в море. Они охотно выполнили приказание, так как рады были избавиться от этого несносного крикуна. Слуга болтал ногами, задыхаясь, ловил ртом воздух, цеплялся за борт и умолял взять его на корабль. Его вытащили из воды за волосы, и он тихо уселся в углу. Ни одного слова жалобы больше не сорвалось с его уст. Султан был изумлен и спросил лекаря: "Какая мудрость скрывалась за этим поступком?" Тот ответил: "Твой слуга еще никогда не пробовал вкуса морской соли. Он не представлял, какой опасностью может грозить вода. И потому не мог знать, какое счастье чувствовать тверды доски корабельной палубы под ногами".
У каждого человека, даже у самого робкого, не уверенного в себе, были в жизни ситуации, когда ему удавалось приручить страх. Вспомните каждую свою победу в "схватке" со страхом, даже если это совсем незначительный, маленький опыт. Ведь это происходило с вами, и это именно вы справились с ситуацией. У вас есть этот опыт, и он с рождения. Вы уже победили когда: сделали свой первый шаг в жизни, сказали свое первое слово, впервые остались на попечение воспитательницы в детском саду… Этот список можно продолжать до бесконечности, достаточно подумать и вспомнить все победы. Но еще есть некоторые вещи, которые вы делаете, уверено и легко, с удовольствием каждый день или почти каждый день. Вспомните это хорошо и представьте ярко в своем воображении, приступайте к тому, чего вы боитесь (водить машину, знакомиться с парнем (девушкой), поговорить с шефом…), повторяя про себя "Я уверен в себе, спокоен, я смело делаю…. у меня все всегда получается". Лучше, перед тем как приступить делать то, чего вы боитесь, заняться тем, что удается уверенно и легко. Ощущения комфорта, уверенности, легкости, умения, знания и т.д. от выполнения дела которое вы делаете с легкостью, помогут вам в данном случае справиться со страхом. Ну что убедились, что не так страшен черт, как о нем говорят? Убедились, что вы сможете укротить свои страхи? Нужно просто захотеть, приложить немного усилий и все получится.
"А, что именно нужно делать?", спросите вы, "Как работать над собой?".
Рекомендации по работе со страхами:
- учиться управлять собой (желательно начинать в период спокойствия в вашей жизни, как говорится "Готовь сани летом");
- даже в страшный момент, можно найти в себе хоть самую малость бесстрашия. Это тот маленький стержень, за который можно "зацепиться" для того, чтобы мобилизовать весь свой потенциал, а он у вас есть;
- если вам удалось освободить от страха хотя бы мизинец, значит, удастся освободить и все остальное (ведь страх проявляется через тело);
- работая над собой, не старайтесь переламывать, преодолевать себя;
- просто разрешите себе работать над собой…
Связь эмоций и болезней
Не замечали ли вы, что после того как перенесете сильное эмоциональное переживание (стресс, нервы, длительное пребывание в тревожном состоянии и т.д.), начинается какое либо заболевание или заболевает какой- то орган, который вас и раньше беспокоил?
Дело в том, что наше эмоциональное состояние влияет на физическое здоровье. Если человек испытывает отрицательные эмоции, его мучают плохие, тревожные мысли или злость, то у человека может повыситься склонность к заболеваниям.
Отрицательные эмоции, чувства, мысли, тревога, ожидание плохого – все это отрицательная энергия, которая возникает благодаря самому человеку. Но энергия долго не может быть контролируема человеком, рано или поздно она начнет искать выход. И чаще всего отрицательная энергия начинает искать выход со стороны системы органов, поражая самый слабый орган, или это нервный срыв, депрессия и т. д. В этом случае болезнь является следствием, а причиной является нервное перенапряжение, длительное тревожное состояние, злость и т.д. иначе говоря, отрицательные эмоции.
Злость – разрушительное чувство, сильная злость приводит к вырабатыванию организмом большого количества адреналина (так – же как и страх), организм естественно реагирует болями в кишечнике, желудке, головными болями, другими заболеваниями.
Тревожное состояние, ожидание неприятностей, отрицательные мысли (как по отношению к другим, так и по отношению к себе) – притягивают к человеку неприятные ситуации, решая которые затрачивается большое количество энергии, в результате "постоянное" пребывание в "неприятностях" приводит к депрессии, стрессам, нервному и физическому истощению. Ведь "наши мысли материальны", ожидание неприятностей, приводит к самим неприятностям.
Но если мысли материальны, то почему бы ни притягивать к себе положительные ситуации своими мыслями? Ведь хорошее настроение еще никому не повредило, даже наоборот влияет благотворно на физическое и психическое состояние человека.
Итак, какие мысли и чувства испытывает человек, у которого, какое либо заболевание, и о чем нужно думать, чтобы свести к минимуму свои "телесные страдания"? Если человек испытывает:
- длительную неуверенность, неопределенность;
- чувство рока (убежденность в том, что какое-то негативное событие ему предначертано);
- беспокойство, что недостаточно хорош;
- считает себя неполноценным;
- страх будущего, настоящего;
- чувство безнадежности;
- гнев который испытывает по отношению к людям, ситуации и т. д.
В этом случае возможны проблемы с желудочно-кишечным трактом, гинекологией, головные боли, головокружения, депрессия и т. д. Но ведь можно заменить эти мысли и чувства и позитивными:
- я люблю и одобряю себя;
- для меня безопасно жить и радоваться жизни;
- я радуюсь своему собственному выражению жизни;
- я такой, какой я есть, и я совершенен;
- это мое право иметь то, что мне необходимо для жизни и собственного развития. Жизнь
прекрасна. Она приносит мне все, что надо.
- я привлекаю в свою жизнь удачу и успех;
- гармония, радость, красота и безопасность всегда окружают меня.
Если человек способен породить в себе негатив, то он же способен заменить негатив позитивом. Материализуйте позитивные мысли, эмоции, чувства, позаботьтесь о своем здоровье как физическом, так и психическом и удача вам улыбнется.
Мифы о стрессах
Современный человек постоянно живет на грани стресса. И это не удивительно, учитывая, в каком темпе нам приходится жить: постоянное решение финансовых проблем, сложности во взаимоотношениях, скверная экология и многое другое. В связи с этим возникли мифы о стрессах в жизни человека, но не все они соответствуют действительности.
Миф N°1. От стресса страдают только слабые люди.
Стресс присутствует в жизни каждого человека, но в разной степени. Каждый день мы подвергаемся воздействию мелких стрессов, заставляющих нас поминутно решать житейские проблемы: опоздал на работу, ребенок получил двойку, сломался каблук, что надеть и т.д. Проблемы более глобальные тоже не обходят нас стороной: жесткий ритм жизни, финансовые кризисы, проблемы личного характера и многое другое. Стрессу подвержены все, но в большей степени эмоционально восприимчивые и с ослабленным здоровьем люди.
Миф N°2. Я всегда знаю, когда испытываю стресс.
Не всегда человек знает, что испытывает стресс, а свое состояние: безразличие, пониженная способность к концентрации, мигрень, повышенное артериальное давление, расстройства пищеварения и.т.д. может списывать на усталость, физическое недомогание или плохое настроение.
Миф N°3. Чем меньше стрессов, тем лучше.
Стрессы могут быть как отрицательные, так и положительные. Даже радостная новость или ситуация для человека стресс. "Все, что нас не убивает, делает нас сильнее" сказал Фридрих Ницше. Стресс это школа преодоления жизненных трудностей, он учит человека: спокойнее реагировать на мелочи, трезво оценивать возникшие проблемы, строить взаимоотношения, иначе говоря, способствует его развитию.
Психологическая реакция человека в кризисе.
В окружающей реальности встречаются обстоятельства, которые выглядят резко отличающимися от других, особые, выходящие за рамки. Эти состояния насыщены разнообразными эмоциями и переживаниями: страх, чувство обиды, вина, злоба, беспомощность, отчаяние, одиночество, безнадежность. Человек стоит как бы на краю жизни. Этот край называется Кризисом.
Кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни:
· возрастные;
· климатические - ураганы, смерчи, наводнения;
· сейсмические - извержения вулканов, цунами, землетрясения;
· несчастные случаи - катастрофы на транспорте;
· катастрофы в промышленности - взрывы химических веществ, газа, в шахтах, на военных складах, пожары;
· терроризм, военные действия.
Человек, находящийся в условиях кризиса, как правило, испытывает определённую гамму чувств:
1) главное чувство – это тревога. Она помогает в мобилизации против угрозы, но в то же время создает замешательство, искаженные и негативные суждения;
2) беспомощность - когда "почва уходит из-под ног", происходящие внешние события и множество незнакомых эмоций усиливают возникшее на фоне чрезвычайной ситуации чувство беспомощности;
3) печаль обычно отмечается как результат переживания утраты;
4) часто встречается чувство стыда – когда человек чувствует себя некомпетентным и зависимым от других;
5) гнев обычно является компонентом тех состояний, которые могут быть адресованы другим людям, событиям или же себе.
Человек в кризисе испытывает противоположные устремления: зависимости и независимости, уверенности в своих силах со стремлением переложить ответственность на других, эмоционального контроля с его потерей. Все эти чувства вызывают в человеке снижение самооценки; человек находит упорядоченный и тщательно сконструированный мир шатким и непонятным; теряет доверие к собственным суждениям.
Помощь человеку оказавшемуся в кризисной ситуации:
1. Обратитесь к специалистам: медикам, психотерапевтам, психиатрам, психологам.
2. Находясь рядом, не показывайте своего смятения (если оно есть), выслушайте, не спорьте, и нее доказывайте ничего, человеку находящемся в подобном состоянии что-либо доказать невозможно. Дайте ему понять, что понимаете и полностью разделяете его чувства.
3. Разговаривая, старайтесь не употреблять слова и не касаться темы, которые могут вызвать у пострадавшего негативные чувства.
4. По возможности, отведите его безопасное место, где ничего не будет напоминать о том, что произошло.
Из материалов Краснодарского Центра медицинской профилактики