Компьютерная зависимость у подростков — возможные проблемы
Зависимость от компьютерных игр – это разновидность психологической зависимости. Некоторые учёные ставят пристрастие к компьютерным играм в один ряд с наркоманией и алкоголизмом.
Подсевшие на компьютер подростки — это страшное явление, чреватое нехорошими последствиями. В первую очередь, для самих детей. Покупая своему чаду компьютер и позволяя сидеть там день и ночь, родители обрекают ребенка на психическое заболевание.
Психологические признаки компьютерной зависимости:
· Неспособность планировать своё расписание и время;
· Пренебрежение жизненно необходимыми делами
· Агрессивное поведение по отношению к факторам, отвлекающим от игр;
· Отказ от общения с окружающими, замена их виртуальными персонажами;
· Никакие события не могут заставить игромана добровольно отвлечьс от компьютера;
· Пренебрежительное отношение к собственной гигиене, здоровью и другим факторам в пользу игры;
· пренебрежение учебой и друзьями;
· все увеличивающееся количество времени, которое подросток проводит за компьютером;
· вне компьютера ребенок раздражен, не может найти применение своим силам и возможностям, ощущает пустоту;
· на учебе он не может собраться, запомнить информацию, «съехал».
В физическом плане компьютерная зависимость проявляется следующим образом:
· сухость и покраснение глаз;
· частые головные боли и мигрень
· проблемы со сном
· отсутствие аппетита;
· постоянная сонливость, усталость, чувство разбитости
· боли в запястьях и спине.
Причины компьютерной зависимости
Почему ребенок так привязывается к компьютеру? Из-за чего одни дети нормально реагируют на новую игрушку, а другие с течением времени не могут без нее.
Основные причины компьютерной зависимости:
· нехватка общения со значимыми для ребенка людьми, неприятие сверстниками;
· недостаточное внимание родителей;
· застенчивость, закомплексованность, трудность в общении, неуверенность в своих силах;
· склонность детей подросткового возраста мгновенно «впитывать» все новое и интересное;
· стремление подростка быть «как все», не отставать от сверстников ни в чем.
Чем опасна компьютерная зависимость?
Привязанность к компьютеру делает его главным источником общения. На начальном этапе это может быть компенсацией дефицита общения в реальной жизни. Впоследствии подростку вообще не захочется общаться.
· Подросток перестает контролировать время, находясь за компьютером.
· Ребенок становится агрессивным, если ему отказать в доступе к любимой игрушке.
· Вседозволенность в компьютерных играх может убедить подростка в том, что в реальной жизни тоже можно все ради своей цели.
· Пренебрежительное отношение к еде приводит к недостатку в организме питательных веществ. И, соответственно, к нарушению нормального физического развития и появлению заболеваний.
· Нарушается зрение, появляется бессонница, усталость, снижается иммунитет.
· Появляются проблемы с осанкой, головные боли.
· Развивается эмоциональная незрелость, пренебрежительное отношение к личной гигиене, депрессия при долгом отсутствии компьютера.
Последствия проблемы — значительный урон физическому и психическому здоровью, социальная изоляция, пренебрежение учебой, депрессия. Не нужно встречаться с друзьями — можно связаться по Скайпу, нет необходимости звонить — можно отправить e-mail. Так реальное общение сходит на нет.
Лечение компьютерной зависимости
Процесс избавления от симптомов долгий и сложный. И этим должен заниматься квалифицированный психиатр. Основной метод — психоанализ. Родителям же можно порекомендовать следующее:
· Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
· Ограничивать время работы с компьютером, объясняя, что компьютер – не право, а привилегия, потому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три - в выходной. Обязательно с перерывами.
· Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия ( походы в кино,на природу, игры в шахматы и т.д.)
· Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения ( например, за правильное и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры и т. Д.)
· Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
· Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим играм.
· Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
Людмила Золотых врач Динской ЦРБ