Алкоголь влияет на подростков не так, как на взрослого че¬ловека. Характерным для подросткового возраста является то, что молодой мозг в возрасте до 20 лет отличается от мозга взрослого человека реакцией на полученную информацию. Молодой мозг создан для того, чтобы учиться. Он находится в стадии установления настоящих связей между нервными клетками. Алкоголь может нарушить эту функцию. Мозг обла¬дает свойством изменяться и становиться более устойчивым к алкоголю при повторяющемся его употреблении. У под¬ростков же эта устойчивость может быть очень низкой, по¬этому и алкогольное воздействие иное, чем у взрослых. Прове¬денные на животных опыты показывают, что у молодых особей алкоголь разрушает химические соединения в мозге, отвечающие за обучение, более резко, чем у взрослых живот¬ных. Это происходит при минимальных дозах алкоголя, даже после однократного приема. Низкие дозы, которые не причи¬няли вреда взрослым, нарушали возможность обучения у мо¬лодых животных.
Проведенные исследования на молодых людях в возрасте от 20 до 29 лет показали, что при употреблении алкоголя способ¬ность обучаться резко снижается. Алкоголь воздействует на мыс¬лительные функции молодежи гораздо сильнее, чем взрослых. Мозг подростков более уязвим, высокая концентрация алко¬голя не оказывает на него успокаивающего действия, вызыва¬ет меньшую сонливость. Это означает, что подростки могут вы¬пить больше, чем взрослые, так как функция мозга, обеспечивающая проявление сонливости, у них не реагирует. Отсутствие сонливости не означает, что алкоголь не снижает их физической активности, способности оценивать ситуацию и не нарушает координации движений. Действие алкоголя на подро-стка сильнее, чем на взрослого, и может сказаться на работе моз¬га в будущем.
Подростка влечет к алкоголю не вкус спиртного, а его дейст¬вие — состояние опьянения. При употреблении алкоголя впер¬вые появляется ощущение прилива сил, возникает чувство довольства, поднимается настроение. При низкой степени опья¬нения не появляются симптомы алкогольной интоксикации, нет потери самоконтроля. У подростка формируется убежде¬ние, что прием алкоголя является закономерным явлением в жизни, но в неокрепшем организме формируется алкоголь¬ная зависимость.
Побудительными мотивами этого являются:
1) алкогольное окружение (родители, сверстники и посторон¬ние лица);
2) усиленное притязание на взрослость (прием алкоголя пред¬ставляется признаком самостоятельности, взросления, му¬жества);
3) популяризация алкогольных напитков в кино, на телевиде¬нии, в рекламных изданиях;
4) примеры сверстников, поиски дворовых компаний с обяза¬тельным распитием спиртных напитков;
5) развитие под влиянием опеки родителей безволия, зависи¬мости, безответственности, неподготовленности к жизни у внешне благополучных детей, боящихся преодолевать трудности, быстро поддающихся дурным влияниям;
6) особенности личности подростка, связанные с мозговой недостаточностью из-за неблагополучно протекавшей бере¬менности, родовыми и черепно-мозговыми травмами, за¬держкой физического и психического развития.
Похмельный синдром у подростков развивается через 1-3 года после начала систематического пьянства. Различают на¬чальную фазу адаптации к спиртному, фазу усвоения стерео¬типов алкогольного поведения, формирования психической зависимости и фазу физической зависимости от алкоголя.
У подростков алкоголь достаточно быстро становится не¬обходимым компонентом обменных процессов. В результате появляется похмельный синдром, который проявляется вы¬раженным желанием принять алкоголь, нарушением деятель¬ности сердечно-сосудистой системы, головными болями, ухуд¬шением сна, понижением настроения. В подростковом возрасте происходит скачок физического и психического развития. При неустойчивой нервной системе, несформировавшихся взглядах на жизнь подросток под влиянием алкоголя стано¬вится восприимчивым к воздействию негативных примеров. Ранняя алкоголизация создает у подростка иллюзию деятель¬ности, эмоциональности.
Употребление спиртного подростками в любой дозе рас¬сматривается как патология и в любом случае приводит к ал¬когольному отравлению. Факт приема алкоголя должен рас¬сматриваться как злоупотребление. Передозировка алкоголя у подростков приводит к амнезии вследствие повреждения нервных клеток. Если опьянения у подростков неоднократ¬ны, а амнезии длительные, это сказывается на уровне интел¬лекта.
У подростков быстро теряется рвотный рефлекс, что по¬вышает переносимость алкоголя, формирует влечение к не¬му. Изменяются интересы и характер подростка, падает тяга к знаниям, повышается стремление любым способом достать деньги на выпивку. Он участвует в драках, грабежах, а из-за безнаказанности может формироваться противоправное пове¬дение.
Чем раньше подросток начинает злоупотреблять спиртны¬ми напитками, тем тяжелее протекает заболевание, может воз¬никнуть злокачественная форма. Она характеризуется стреми¬тельным формированием патологического влечения к алкоголю, отсутствием количественного контроля потребляемого алкого¬ля, систематическими передозировками и последующими амнезиями. Чаще злокачественное течение алкоголизма отме¬чается у детей с различными психическими заболеваниями. Ес¬ли не принимать меры, эти подростки пополнят ряды попро¬шаек, воров, бомжей.
ГБУЗ «Центр медицинской профилактики» министерства здравоохранения Краснодарского края.