Что же такое «Буллинг» ? с английского переводится как травля одного человека другим. Агрессивное преследования одного ребенка другим ребенком. Проявляется оно во всех возрастных и социальных группах. Сложных случаях может принять черты групповой преступности.
Главные компоненты «буллинга» это агрессивное и негативное поведение, оно осуществляется регулярно, происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью, а так же это поведение является умышленным.
Какие же есть виды буллинга:
1. Физический школьный буллинг- применение физической силы по отношению к ребенку, в результате чего возможны телесные повреждения и физические травмы (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще всего встречается среди мальчиков чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательство, насилие, принуждение.)
2. Психологический школьный буллинг- насилие, связанное с действием на психику, наносящие психологическую травму путем словесных оскорблений или угроз (плевки, показывание неприличных жестов, вымогательство, повреждения имущества, шантаж, запугивание итд, кибербуллинг оскорбление унижение через интернет, социальные сети, телефон, распространение слухов, итд.
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствует друг другу. Насмешки и издевательства могут продолжатся длительное время, вызывая у жертвы травмирующее переживания.
Потенциально «жертвой» или насильником может стать любой ребенок при стечении определенных ситуационных, жизненных обстоятельств. Тем не менее, юные насильники-это преимущественно активные, уверенные в себе, склонные к доминированию, морально и физически сильные дети.
Как распознать родителю, что его ребенок стал жертвой травли?
Во - первых если ребенок не рассказывает вам о своих проблемах стоит задуматься, «А доверяет ли мне мой собственный ребенок»? «Какой психологический климат у нас в семье? «Уважаем ли мы взрослые друг друга,» правильно ли взаимодействуем друг с другом , видит ли ребенок любящих родителей, понимает ли он, что его любят и ценят и в любой ситуации поддержат и защитят. Если нет, то необходимо начать налаживать детско-родительские отношения, семейные отношения между супругами, при необходимости обратится за помощью к специалистам (психологам, психотерапевтам, итд.) Понимая лишь одно- дети отражении семьи , они словно чистый лист заполоненный родителями.
Во — вторых если ребенок стал жертвой травли и не рассказывает вам об этом, так как это является для него травмой, что он не может постоять за себя, необходимо всегда обращать внимание на эмоциональное состояние собственного ребенка, и его поведение на появления синяков на теле которые изо дня в день все новые и новые, ребенок становится тревожным, начинается бессонница, пропадает аппетит, подросток не хочет идти в школу итд. Родитель должен понимать, что регулярная травля приводит к депрессии, нарушениям поведения, и просто необходимо обратится за помощью к специалистам. Каждый школьный день для жертвы буллинга становится испытанием. Ребенок всегда должен быть уверен, что ему помогут, его поймут, его защитят, что он в безопасности. А эту безопасность организует взрослый человек вокруг ребенка.
Зачастую взрослые стараются не вмешиваться, не пресекают агрессию одних детей по отношению к другим. При этом они могут объяснять свое бездействие особенностями ребенка- жертвы, который «сам виноват, ведет себя, как неадекватный». Порой учителя закрывают глаза на происходящее, считая что «дети сами разберутся». Не хотят признавать проблему, потому что кроме отрицательных эмоций, связанных с ее разбирательством, могут приобрести репутацию педагогов, у которых это происходит.
Решением проблемы действительно может затянутся надолго. При этом перевод ребенка-жертвы или агрессора в другую школу - только временный выход. Если не создаются условия для формирования новых здоровых взаимоотношений, ситуация повторяется. Считается, что буллинг- это проблема самой системы, которая породила возможность травли. Ребенок самостоятельно делает выбор в пользу добра или зла, но система может создать условия для проявления худшего, что в нем есть.
Что же необходимо предпринять учителю при первых признаках травли?
Спокойно, твердо и уверено заявит, что агрессия в отношении конкретного ребенка недопустима. Защитить ребенка-жертву, при всех встать на его сторону. Не пускать ситуацию на самотек. Постарайтесь вместе с коллегами и школьным психологом найти выход. Научить подростков правильному поведению в социуме, уважению грани других людей. Своевременная диагностика, для выявления проблемы и прекращения травли в детском коллективе, это задача школьного психолога.
Вокруг школьников должны выстраиваться отношения взрослых- добрые, умные, поддерживающие, честные. Дети скопируют их в свои отношения, этому даже учить не придется. Детям изначально нужен сильный, добрый, умный руководитель, который научит дружить и поддерживать друг друга в любой, даже несовершенной системе.
детская поликлиника психолог Багиян Э.Э.