В психическом развитии подростка 12-14 лет основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. В подростковом возрасте особо возрастает ценность дружбы и друга, ценность коллектива сверстников. Хотя учеба остается для него главным видом деятельности, но основные изменения в психической сфере подростка связаны с общественно-полезной деятельностью, которая удовлетворяет потребности в общении со сверстниками и самоутверждении. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания ровесников подросток готов на многое: он может даже поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Потерять авторитет в глазах друзей, уронить свою честь и достоинство – это самая большая трагедия для подростка.
Поэтому подросток бурно реагирует на нетактичные замечания, которые ему делают взрослые в присутствии сверстников. На этой основе нередко возникают конфликты между подростком и родителями, подростком и учителями, и подросток становится «трудным».
Время «конфликта поколений». Подростки руководствуются мнением ровесников, их привлекают опасности, хотя подростки и в самом деле часто не воспринимают слова родителей, борясь за свою независимость, они нуждаются в поддержке, участии и руководстве родителей больше, чем когда-либо.
Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Эмоциональная возбудимость подростка проявляется и в бурных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Но не обладая достаточным жизненным опытом и отличаясь повышенной эмоциональной возбудимостью, подростки легко могут попасть под дурное влияние, поскольку внешний эффект оказывает порой сильное влияние.
Ребенок в возрасте 12-14 лет должен знать и уметь:
знать о последствиях незаконного употребления психоактивных веществ;
развивать навыки оказания сопротивления при склонении к употреблению психоактивных веществ;
понимать взаимосвязи между принимаемым решением и его возможными последствиями в будущем;
позитивно воспринимать собственную личность;
понимать важность и необходимость продолжения собственного образования;
определять источники получения помощи и информации в случае возникновения проблем.
Особенности коммуникации с ребенком:
необходимо быть открытым и честным в общении с ребенком для того, чтобы он ясно понимал, что ожидают от него родители;
говорить ребенку о том, что обращение за помощью является признаком силы характера;
родители должны показывать хороший пример собственным поведением и объяснять ребенку, каким образом они принимают решения и решают проблемы;
родители должны владеть информацией о психоактивных веществах, в том числе знать их уличные (сленговые) названия, иметь представления о способах их распространения и употребления, для того чтобы самим понимать, о чем говорить с ребенком;
родители не должны судить, осуждать своего ребенка или относиться к нему как к маленькому, особенно в присутствии других ребят;
необходимо поощрять в детях желание задавать вопросы, особенно вам, и научить выбирать надежные и достоверные источники информации;
укреплять в детях чувство собственного достоинства, признавая их таланты, достижения, успехи, а также положительные личные качества.
Елена Стукалова психолог Динской ЦРБ