Жестокое обращение с детьми - это осуществление родителями физического или психического насилия над детьми, покушение на их половую неприкосновенность, применение недопустимых способов воспитания (грубость, пренебрежение, унижающее человеческое достоинства обращение, оскорбление, эксплуатация детей, плохое содержание детей.

 Выделяют четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное, психическое, пренебрежение нуждами.

         Всякое насилие приводит к чувству ожидания опасности  или беспокойства. Дети и подростки, которые  испытали насилие, чувствуют боль, страх, бессилие, испуг и замешательство, смущение стыд, они часто обвиняют себя в том, что случилось, чувствуют себя соучастникам или виновниками.

 Источником насилия выступают следующие семьи:

  • Семьи с условиями неправильного, неадекватного  стиля воспитательных  внутрисемейных  отношений (эмоциональном отвержении ребенка, хронические конфликтные отношения родителей, гиперопека  или гипоопека, применения физических наказаний, отсутствие прародительской семьи).
  • Нестабильная (полная, неполная) семья с ситуацией развода, длительным раздельным от родителей проживанием детей;
  • Асоциальная, дезорганизованная семья с систематической алкоголизацией и наркотизацией, аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей и старших членов семьи проявлениями немотивированной семейной жестокости.

        В таких семьях насильниками выступают близкие и хорошие знакомые ребенку люди: родители, отчим \мачеха, старшие братья  и сестры. Насилие со стороны близкого, в котором ребенок всегда пытается найти опору и поддержку, наносит большей психологический и физический ущерб, чем насилие со стороны постороннего.  Многие взрослые, проявляющие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению.

        К группе риска по жестокому обращению и насилию можно отнести следующих несовершеннолетних:

 Детей, проживающих  в асоциальных, дезорганизованных семьях с наркологической психопатологической отягощенностью родителей, аморальными или криминальными поведением старших членов семьи;

Детей (социальные сироты) оставшихся без попечения родителей лишенных родительских прав;

Детей, находящихся в особо трудных условиях (в семьях беженцев, переселенцев, безработных, одиноких несовершеннолетних матерей);

Детей с психическими и физическими недостатками подвергающихся прямой дискриминации при включении в социальную среду.

         Последствия жестокого обращения оказывает влияние на психику ребенка, и  проявляются во взрослой жизни в форме  различных злоупотреблений (наркотики, алкоголь, лекарственные препараты) а также нарушений поведения сопровождается суицидальными попытками и антисоциальными действиями.

         Психологическая помощь детям и подросткам, пережившим насилия и жестокость, должна быть направлена на возможно полное устранение их последствий и принятие мер по прекращению насильственных действий.

          Эта работа включает меры профилактического,  диагностического и коррекционно-терапевтического характера.

Выделяют ряд особенностей такого  рода помощи:

Полное признание основных прав детей и подростков: на жизнь, личную неприкосновенность, защиту и достойное существование;

Анонимность и конфиденциальность, повышающие вероятность обращения жертв насилия за помощью;

Для оказания эффективной помощи пострадавшему нужна полная  информация о нем и обстоятельствах его жизни.

Цель психологической помощи жертве насилия состоит в уменьшении отрицательного влияния пережитой им травмы на его дальнейшее развитие, предотвращение отклонений в поведении,   облегчение реабилитации в обществе.

Исходя  из этих целей, психолог решает следующие тактические задачи:

Оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видам помощи;

Изучает индивидуально-психологичекие особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

Мобилизует скрытые психологические ресурсы ребенка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;

Осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптапции;

Выявляет основные направления дальнейшего развития личности;

Привлекает других членов семьи, родственников, сверстников, доверенных и референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшему ребенку.

Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы насилия особенно нуждаются в психотерапевтической помощи.

        Психопрофилактикой насилия может служить работа психолога с родителями и педагогами по осознанию источников жестокости, жестокого обращения с детьми и подростками. Необходимо разъяснять их опасность и повышать ответственность за любого рода антигуманные и насильственные действия по отношению к растущей личности. Следует знакомить участников образовательного процесса с правами жертв насилия и способами предупреждению виктивного (склонность стать жертвой)  поведения.

        Важное место в профилактике насилия занимает деятельность по предупреждению ситуаций насилия. Следует обучать детей и подростков безопасному поведению, усиливать возможности их самозащиты, снимать комплексы неполноценности как основу виктивного поведения (склоность становится жертвой).

        А также профилактика насилия  это раннее выявления семей   находящихся в группе риска, а это совместная  работа всех органов системы профилактики.  Наше своевременное  реагирование,  ответственное отношение  к таким семьям поможет избежать огромного количества неискалеченных судеб детей.

        Дети и подростки которые были подвергнуты жестокому обращению могут получить бесплатную анонимную помощь психолога через Единый Общероссийский телефон доверия 8-800-2000-122

Полезные ссылки

  • Минздрав России
  • Минздрав Краснодарского края
  • Запись на прием онлайн
  • Mzkk Hotline
  • Система дистанционного обучения МЗ КК
  • Информация для населения
  • Узнай к какой поликлинике ты прикреплен
  • Список медицинского персонала организации
  • Помощь в трудной жизненной ситуации
  • Сервис «СМС маме»