Реабилитация – полная ликвидация в организме ребенка патологических изменений, вызвавших болезнь, и обеспечение его дальнейшего гармоничного развития. Реабилитация отличается от лечения тем, что помогает больному восстановить нормальную жизнедеятельность в соответствии с его возрастом.
ВИДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ:
Медицинская реабилитация
Цели реабилитационного процесса у детей:
1. восстановление функций;
2. социально-бытовое восстановление;
3. профессиональная деятельность, а у детей – способность к обучению. Различают медицинскую, социальную и трудовую реабилитацию. Медицинская реабилитация предусматривает этапное лечение от возникновения заболевания до полного восстановления здоровья. Ее задачами являются восстановление и компенсация функциональных возможностей организма. Для этого при помощи психотерапии необходимо сформировать адекватное отношение ребенка к болезни, дать ему подготовку в необходимом объеме, сориентировать с помощью психологических методов инвалида или больного на восстановление здоровья собственными тренировочными усилиями, восстановление утраченных функций и способности к обучению.
Социальная детская реабилитация
Социальная реабилитация обеспечивает организацию соответствующего возрасту и образу жизни ребенка режима дня, правил ухода близкими членами семьи или соответствующим персоналом детских дошкольных или школьных учреждений. Данный вид реабилитационного процесса у детей формирует у ребенка осознанное отношение к себе при болезни, положительное восприятие семьи и общества. Социальная реабилитация направлена на предоставление социальной помощи и услуг для адаптации к социальной сфере, обеспечивает вспомогательными техническими средствами, обслуживанием на дому, материальной помощью, при необходимости – воспитанием и обучением в специализированных учреждениях.
Трудовой тип реабилитации у детей.
Трудовая реабилитация заключается в подготовке ребенка к процессу обучения, усвоению школьной программы или программы дошкольного учреждения, в предоставлении средств для обучения, профориентации, профобучения.
РАННИЙ ЭТАП РЕАБИЛИТАЦИИ У ДЕТЕЙ
Ранняя реабилитация предусматривает улучшение результатов лечения, восстановление функциональных возможностей больного органа и организма. Она проводится в периоде острых проявлений болезни в условиях стационара или поликлиники, и является подготовкой всего организма к следующему этапу.
Физиотерапевтические методы.
Физиотерапевтические методы лечения подбираются с учетом клинических проявлений болезни, переносимости и эффективности у данного больного. При этом могут быть использованы электропроцедуры. Под влиянием электрических токов возникает сложный комплекс как местных, так и общих реакций организма в виде изменений кровообращения, обмена веществ, трофики тканей в больном органе и других, что способствует исчезновению воспалительного процесса. С лечебной целью из методов электровоздействия используются гальванизация, импульсная электротерапия, высокочастотная электротерапия.
Санация очагов хронической инфекции проводится на всех этапах реабилитации консервативными методами, но на стационарном этапе могут применяться и хирургические методы на фоне соответствующего медикаментозного лечения.
ПОЗДНИЙ ЭТАП РЕАБИЛИТАЦИИ У ДЕТЕЙ
Поздняя реабилитация, или санаторный этап реабилитации, заключается в полной ликвидации патологических изменений, восстановлении возможности физической и психической деятельности ребенка с учетом его индивидуальных способностей. Факторы санаторного этапа реабилитации:
1. щадяще-тренирующий режим двигательной активности; Он подбирается индивидуально в зависимости от возможностей ребенка с постепенным расширением нагрузки.
2. ЛФК;
3. массаж;
4. лечебная педагогика;
5. питание; Питание больного ребенка на позднем этапе реабилитации должно быть полноценным, должно обеспечивать потребность в пищевых ингредиентах, а также калориях в соответствии с возрастом. Из рациона исключаются острые, жареные, консервированные блюда и экстрактивные вещества.
6. прием минеральной воды;
7. физиотерапевтические воздействия;
8. санация очагов инфекции;
9. продолжение лечения, назначенного в стационаре.
Значение ЛФК на позднем этапе реабилитационного лечения у детей
Лечебная физкультура имеет большое значение при всех заболеваниях.
1. Под ее влиянием повышаются окислительные процессы в организме, улучшается общий обмен.
2. Физические упражнения на реабилитации у детей оказывают регулирующее влияние на сосудистый тонус. При этом ускоряются кровоток и отток лимфы, в связи с чем уменьшаются застойные явления в печени, селезенке и коже.
3. Одновременно в крови повышаются содержание гемоглобина и число эритроцитов, усиливается фагоцитарная функция крови.
4. Физические упражнения на позднем этапе реабилитации у детей оказывают положительное влияние на эмоциональный тонус ребенка, улучшают его настроение, делают его более активным, общительным. ЛФК на позднем этапе реабилитации должна проводиться одновременно с массажем, являющимся одним из видов пассивной гимнастики.
Минеральная вода на позднем этапе реабилитации у детей
Для питья может быть использована бутылочная минеральная вода. Принимают ее за 30–40мин до еды по 4–5 мл/кг 3 раза в день в течение 3–4 недель. При лечении заболеваний кишечника минеральную воду принимают в холодном виде. Химические составляющие минеральных вод, всасывающиеся через слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта, непосредственно влияют на обменные процессы, рН пищеварительных соков, а также ферментативную активность. Гидрокарбонатные воды нормализуют двигательную и секреторную функции пищеварительного тракта, уменьшают явления диспепсии. Хлоридные натриевые воды на позднем этапе реабилитации у детей стимулируют обменные процессы, оказывают желчегонный эффект. Кремний обладает противовоспалительным, антитоксическим и болеутоляющим свойствами. Фтор укрепляет ткани зубов.
Галина Мадгазина врач-педиатр,
заместитель главного врача Динской ЦРБ по детству