Люди неодинаково переносят сложности жизни, различные потрясения и неприятности. Возникшее при этом нервное перенапряжение может стать причиной срыва, который нередко происходит именно в пожилом возрасте, характеризуется определенным снижением защитных сил организма. Как вы¬стоять, уберечь нервную систему от этого срыва? Огромное значение здесь имеет жизненная позиция человека.
Каждый человек обладает определенным социальным статусом -положением, которое он занимает в обществе, семье, трудовом коллективе. И ха¬рактер статуса, и характер приемов, разумеется, во многом зависят от инди¬видуальности человека, его личности. Понятно, что какая-то серьезная болезнь вызывает нарушение сложившегося статуса, особенно у лиц пожилого-возраста. Важно при этом заметить, что пожилого человека, прежде всего, пу¬гают не столько физические неудобства, связанные с постигшей его болез¬нью, сколько изменившееся отношение окружающих, преувеличенные пред-ми не каждому удается справиться самостоятельно, могут в будущем вызвать изменения в личностных реакциях данного человека, его отношении к себе, жизни, людям и в конце концов привести к возникновению невроза.
Психические изменения могут наступить довольно рано. Наиболее ран¬ним и частым симптомом является астения. У больных снижается работоспо¬собность, появляется быстрая утомляемость, им становится трудно переклю¬читься с одного вида деятельности на другой и еще труднее осваивать новое дело. Астеническое состояние развивается очень медленно и имеет волнооб: разное течение: иногда состояние больного улучшается на длительный про¬межуток времени. Астеническое состояние сопровождается явлениями раз¬дражительной слабости, больные чувствительны, обидчивы, склонны к слез¬ливости. Постепенно развивается снижение памяти, которое выражается в том, что больному трудно вспомнить даты, имена, термины. Вначале наруше¬ния памяти проявляются лишь эпизодически, наиболее отчетливо при пере¬утомлении. Однако постепенно возникают все чаще. В течение нескольких лет больные справляются со своими привычными обязанностями, однако за¬трачивают на их выполнение больше усилий и времени. В дальнейшем рас¬стройства памяти выражаются в том, что больной с трудом запоминает и ус¬ваивает новые, вновь приобретенные знания, а память на прошлое длительное время остается сохранной.
Настроение больного обычно пониженное. Иногда оно углубляется до состояния депрессии со слезоточивостью, самоупреками. Развиваются выра¬женные нарушения памяти. Изменяется все поведение больного - он стано¬вится многоречивым, навязчивым, раздражительным, эгоистичным. Круг ин¬тересов сужается и сосредотачивается на мелочах.
Беда большинства людей пожилого возраста в том, что у них скудеет арсенал психологической защиты; менее доступным становится спорт, сужается круг друзей, исчезает интерес к прежним увлечениям. Однако каждый должен постараться найти ' новые приятные ему занятия. Одни, например, с удовольствием проводят время с внуками; другие увлекаются рукоделием, поделками, столярными и прочими работами; третьи - чтением, музыкой, общественной работой, "малым туризмом" - прогулками в ближайшем при¬городе или парке.
Существует известный общебиологический закон: старение меньше всего поражает и позже всего захватывает тот орган, который больше всего работает. В отличие от неживой природы все структуры живого тела не толь¬ко постепенно разрушаются, но и непрерывно восстанавливаются. Для нор¬мального самообновления этих структур нужно, чтобы они непрерывно функционировали. Поэтому все выключенное из действия обречено на выро¬ждение и гибель. Атрофия наступает от бездействия! Ни один лентяй не достиг активного долголетия, почти все достигшие ее вели деятельный образ жизни.
Можем ли мы заставить головной мозг работать больше, таким путем задержать, "отсрочить" его старение?
Да, можем. Всякая работа, требующая участия мозга, улучшает, укреп¬ляет его функцию. В результате его деятельность усиливается.
Исследования последнего времени убедительно показывают, что у лю¬дей пожилого возраста, головной мозг которых находится в активном состоя¬нии, не снижаются умственные способности, имеющие решающее значение для человека. А то незначительное ухудшение, которое порой все же прихо¬дится наблюдать, несущественно, оно не мешает - нормальному функциони¬рованию. Как и любой другой орган, мозг нуждается в постоянной трениров¬ке. Даже больные, перенесшие инсульт, и люди с серьезными повреждениями мозга в результате несчастных случаев добиваются улучшения своего здоро¬вья с помощью упражнений - займитесь устным счетом, начните учить ино¬странный язык, разгадывайте кроссворды, головоломки, попробуйте освоить какое-то совершенно новое занятие: живопись, игра на музыкальном инстру¬менте и т. д.
Придумывайте сами для себя любые приемы, словечки, стишки, облег¬чающие запоминание, пусть дурацкие - ведь никто не узнает, как именно удалось вам не забыть фамилию нужного человека, адрес или название ле¬карств.
Пишите себе письма. Расписание дел на неделю, на день, листок со все¬ми памятными датами, список покупок - такая же необходимость, как теле¬фонная книжка. Сделайте памятку в прихожей, не забудьте взять ключи, вы¬ключить электроутюг, не остался ли 'проездной в кармане другого пальто и т.д.
Положите на видном месте листок бумаги и карандаш, чтобы записы¬вать дела и соображения сразу, как только они приходят в голову, пока их не вытеснили новые заботы. Еще один листок положите для записи о том, кто звонил и что говорил.
Организованность и вовремя заведенные полезные привычки, помогают ничего не упускать независимо от состояния вашей памяти, и все успевать.
Хороший поливитаминный препарат с минералами поможет вам обес¬печить свой мозг "строительными материалами", необходимыми ему для ра¬боты. В частности, это витамины группы В (фолиевая кислота, Вь Вб, В15). Разнообразное и полноценное питание плюс эмоции тоже дадут положитель¬ный эффект.
Большинство людей считают себя совершенно здоровыми, если у них более менее нормально функционируют физиологические системы. Тем не менее они могут быть больны вплоть до неизлечимых хронических болезней, которые не выявляется тестами оценки физического здоровья и связаны с нарушением их психики.
Психически здоровый человек, это человек, у которого нормально развиты психические функции, отмечается физиологическое, духовное и со¬циальное благополучие, а также сохранена возможность адекватной адапта¬ции к окружающей природной и социальной среде, активной производствен¬ной и другой деятельности, что совершенно необходимо для здорового образа жизни.
Людмила Золотых врач Динской ЦРБ