Обеспечение населения высококачественной медицинской помощью невозможно без управляемой и эффективной системы безопасности в медицинских учреждениях.
Основные направления деятельности в обеспечении безопасности в медицинских учреждениях:
- проведение санитарно-топографических, архитектурно-планировочных, инженерно-технических и санитарно-технических мероприятий;
- своевременное техническое обслуживание и эксплуатация зданий, сооружений, технологического оборудования и медицинской техники;
- поддержание особого режима функционирования подразделений и запретных зон;
- прием на работу и подготовка персонала с учетом требований безопасности, рационализация штатного расписания;
- производственный контроль и организационно-методическая работа.
Для обеспечении безопасности в медицинских учреждениях применяют следующие способы и методы:
- сохранение и улучшение здоровья;
- предупреждение и устранение патогенных факторов, защита расстоянием, экраном и временем, коррекция среды обитания и организма;
- прогнозирование и индикация угроз;
- своевременное оповещение о возникновении угроз. Средства обеспечения безопасности:
- нормативные и методические документы;
- технические средства охраны и защиты;
- медицинские средства профилактики и защиты;
- технические информационные средства.
Все сотрудники участвуют в обеспечении безопасности медицинских учреждений. Особая роль принадлежит руководителям организаций и их структурных подразделений, а также дежурному персоналу.
Обязанности дежурного администратора:
- контролировать соблюдение правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, поведения пациентов и персонала;
- осуществлять контроль работы систем жизнеобеспечения, противопожарной безопасности и санитарного состояния объекта;
- доводить указания руководства до подчиненных и принимать меры по их выполнению;
- оперативно реагировать на ЧС и принимать неотложные меры по их устранению.
Дежурный администратор отвечает за поддержание внутреннего порядка и проведение аварийно-спасательных мероприятий в отсутствие руководителя медицинского учреждения.
В случае сокрытия нарушений и непринятия мер по их устранению дежурный администратор несет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
На рабочем месте дежурного администратора должны быть руководящие, нормативные и методические документы, средства связи, оповещения и технического контроля.
В рамках обеспечения безопасности пациентов в медицинских учреждениях важно соблюдение следующих требований.
- Обеспечение чистоты рук медицинских работников. Соблюдение правил личной гигиены рук, применение одноразовых стерильных перчаток, обработка перчаток антисептиками в большинстве случаев позволяют решить эту проблему. К сожалению, многие врачи-стоматологи при лечении пациента позволяют себе прикасаться к рукояткам и тумблерам осветительной лампы, креслу и др. и затем продолжают обработку слизистой оболочки полости рта.
- Применение в необходимых случаях при лечении больных только стерильных инструментов. При контакте с тканями больного, кровью, слюной, гноем, перевязочными материалами и др. происходит инфицирование инструментов. Широко применяют одноразовые стерильные инструменты и материалы. Важна качественная обработка и стерилизация инструментов, используемых повторно.
- Применение санитарно-противоэпидемического режима в медицинских учреждениях. Тщательная уборка с применением дезинфицирующих препаратов, регулярное медицинское обследование персонала позволяют решить проблему биологической безопасности больных и персонала.
- Безопасная фармакотерапия и адекватное обезболивание при оперативных вмешательствах. Следует помнить, что введение лидо-каина, например, может привести к смерти пациента.
- Врачу-стоматологу необходимо умело общаться с пациентами, так как стоматологические вмешательства выполняются в мощной рефлексогенной зоне и часто вызывают страх у больных.
- Предотвращение падения пациентов в лечебном учреждении также актуально в плане безопасности, особенно пожилых людей.
- Эффективное и безопасное взаимодействие персонала медицинских учреждений, тем более в условиях проведения высокотехнологичных операций и манипуляций при участии нескольких человек, бригады. В данных ситуациях проблему представляет искажение при приеме или передаче медицинской информации.
- Стремление к исключению врачебных ошибок. Большую роль играет личная профессиональная подготовка врача и организация работы лечебно-профилактического учреждения.
Частными вопросами обеспечения безопасности пациентов могут быть профилактика возгораний в операционных, предупреждение электрических и радиационных поражений и др.
В подразделениях медицинского учреждения у пациентов могут развиться угрожающие их жизни состояния: обморок, коллапс, шок, судороги и комы, явления острой сердечной и легочной недостаточности, различные травмы. В этих случаях возникает потребность в оказании неотложной медицинской помощи.
Персонал медицинских учреждений должен знать и эффективно применять на практике весь арсенал необходимых в каждом конкретном случае мероприятий по выведению больного из угрожающего его жизни состояния. В учреждении следует отрабатывать соответствующие алгоритмы действий персонала, в наличии всегда должны быть средства для оказания неотложной медицинской помощи.
Елена Кабанова заведующая отделением медицинской профилактики Динской ЦРБ