Обеспечение населения высококачественной медицинской помощью невозможно без управляемой и эффективной системы безопасности в медицинских учреждениях.

Основные направления деятельности в обеспечении безопасности в медицинских учреждениях:

  • проведение санитарно-топографических, архитектурно-планировочных, инженерно-технических и санитарно-технических мероприятий;
  • своевременное техническое обслуживание и эксплуатация зданий, сооружений, технологического оборудования и медицинской техники;
  • поддержание особого режима функционирования подразделений и запретных зон;
  • прием на работу и подготовка персонала с учетом требований безопасности, рационализация штатного расписания;
  • производственный контроль и организационно-методическая работа.

Для обеспечении безопасности в медицинских учреждениях применяют следующие способы и методы:

  • сохранение и улучшение здоровья;
  • предупреждение и устранение патогенных факторов, защита расстоянием, экраном и временем, коррекция среды обитания и организма;
  • прогнозирование и индикация угроз;
  • своевременное оповещение о возникновении угроз. Средства обеспечения безопасности:
  • нормативные и методические документы;
  • технические средства охраны и защиты;
  • медицинские средства профилактики и защиты;
  • технические информационные средства.

Все сотрудники участвуют в обеспечении безопасности медицинских учреждений. Особая роль принадлежит руководителям организаций и их структурных подразделений, а также дежурному персоналу.

Обязанности дежурного администратора:

  • контролировать соблюдение правил внутреннего распорядка, трудовой дисциплины, поведения пациентов и персонала;
  • осуществлять контроль работы систем жизнеобеспечения, противопожарной безопасности и санитарного состояния объекта;
  • доводить указания руководства до подчиненных и принимать меры по их выполнению;
  • оперативно реагировать на ЧС и принимать неотложные меры по их устранению.

Дежурный администратор отвечает за поддержание внутреннего порядка и проведение аварийно-спасательных мероприятий в отсутствие руководителя медицинского учреждения.

В случае сокрытия нарушений и непринятия мер по их устранению дежурный администратор несет дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

На рабочем месте дежурного администратора должны быть руководящие, нормативные и методические документы, средства связи, оповещения и технического контроля.

В рамках обеспечения безопасности пациентов в медицинских учреждениях важно соблюдение следующих требований.

  • Обеспечение чистоты рук медицинских работников. Соблюдение правил личной гигиены рук, применение одноразовых стерильных перчаток, обработка перчаток антисептиками в большинстве случаев позволяют решить эту проблему. К сожалению, многие врачи-стоматологи при лечении пациента позволяют себе прикасаться к рукояткам и тумблерам осветительной лампы, креслу и др. и затем продолжают обработку слизистой оболочки полости рта.
  • Применение в необходимых случаях при лечении больных только стерильных инструментов. При контакте с тканями больного, кровью, слюной, гноем, перевязочными материалами и др. происходит инфицирование инструментов. Широко применяют одноразовые стерильные инструменты и материалы. Важна качественная обработка и стерилизация инструментов, используемых повторно.
  • Применение санитарно-противоэпидемического режима в медицинских учреждениях. Тщательная уборка с применением дезинфицирующих препаратов, регулярное медицинское обследование персонала позволяют решить проблему биологической безопасности больных и персонала.
  • Безопасная фармакотерапия и адекватное обезболивание при оперативных вмешательствах. Следует помнить, что введение лидо-каина, например, может привести к смерти пациента.
  • Врачу-стоматологу необходимо умело общаться с пациентами, так как стоматологические вмешательства выполняются в мощной рефлексогенной зоне и часто вызывают страх у больных.
  • Предотвращение падения пациентов в лечебном учреждении также актуально в плане безопасности, особенно пожилых людей.
  • Эффективное и безопасное взаимодействие персонала медицинских учреждений, тем более в условиях проведения высокотехнологичных операций и манипуляций при участии нескольких человек, бригады. В данных ситуациях проблему представляет искажение при приеме или передаче медицинской информации.
  • Стремление к исключению врачебных ошибок. Большую роль играет личная профессиональная подготовка врача и организация работы лечебно-профилактического учреждения.

Частными вопросами обеспечения безопасности пациентов могут быть профилактика возгораний в операционных, предупреждение электрических и радиационных поражений и др.

В подразделениях медицинского учреждения у пациентов могут развиться угрожающие их жизни состояния: обморок, коллапс, шок, судороги и комы, явления острой сердечной и легочной недостаточности, различные травмы. В этих случаях возникает потребность в оказании неотложной медицинской помощи.

Персонал медицинских учреждений должен знать и эффективно применять на практике весь арсенал необходимых в каждом конкретном случае мероприятий по выведению больного из угрожающего его жизни состояния. В учреждении следует отрабатывать соответствующие алгоритмы действий персонала, в наличии всегда должны быть средства для оказания неотложной медицинской помощи.


Елена Кабанова заведующая отделением медицинской профилактики Динской ЦРБ

Полезные ссылки

  • Минздрав России
  • Минздрав Краснодарского края
  • Запись на прием онлайн
  • Mzkk Hotline
  • Система дистанционного обучения МЗ КК
  • Информация для населения
  • НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УСЛОВИЙ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ МЕДИЦИНСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
  • Узнай к какой поликлинике ты прикреплен
  • Список медицинского персонала организации
  • Помощь в трудной жизненной ситуации
  • Сервис «СМС маме»
  • Так здорово