Дружинина Э.Л. ГБУЗ Динская ЦРБ МЗКК, женская консультация "медицинский психолог". Клинический психолог КПТ/ДБТ терапевт (диалектическая поведенческая терапия, когнитивно-поведенческая терапия, суицидология). Схема терапевт, системный семейный терапевт (ДБТ конфликтных пар). Специализация в области психосоматики (терапия психосоматических расстройств), кинезиологии, арттерапии, перинатальной психологии, кризисной помощи в ЧС и телефонного коучинга на горячей линии. Мастер НЛП и Эриксоновского гипноза, специалист в области детской и подростковой психологии, дефектологии и логопедии.
Перинатальный стресс как фактор развития психосоматических расстройств ребенка.
Психосоматика стала одной из приоритетных проблем теоретической и практической психологии и медицины, поскольку эта проблема определяется увеличением эмоциональной напряженности в мире и противоречивого потока информации, имеющих нестабильный, тревожный характер. Психосоматические расстройства являются объектом изучения целого ряда наук, так как включают в себя множество социальных, биологических, физиологических, психологических факторов. В настоящее время накоплено большое количество зарубежных и отечественных исследований, свидетельствующих о том, что перинатальная стадия жизни является наиболее интенсивным периодом, где закладывается фундамент физического и психического здоровья. Генетическая наследственность матери, пренебрежение здоровым образом жизни (употребление ПАВ), социальные риски, аффективные эмоциональные реакции способствуют формированию психосоматических и патологических расстройств у малыша еще на стадии внутриутробного развития (неврозы, тревожные состояния, отставания в умственном развитии, задержке речевого развития).
Исследователи генетического развития опубликовали, что 1/3 всех качеств человека, его психических и физиологических особенностей зависит от генов; 1/3 формируется в период внутриутробной жизни человека и только 1/3 – это то, что воспитывается и складывается в течение всей жизни. Таким образом, значение внутриутробной жизни для человека равноценно всем воздействиям на него в течение многих лет жизни после рождения.
Наиболее реактивным к действию экстремальных и повреждающих факторов является эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию. Это связано с тем, что эмоции включены в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта. К. В. Судаков [5, 13]. Мать является посредником между внешним миром и плодом. Плод улавливает, регистрирует, запоминает ощущения, чувства, мысли, которые вызывает у матери определенные эмоции. Важно отметить, что эмоциональная реакция это не только психическое состояние субъекта, а еще и гормональная реакция его организма. При длительных стрессовых состояниях в крови матери образуется избыточное количество стероидных гормонов, проходящих через плацентарный барьер и влияющих на формирующийся мозг ребенка. Первые полученные сведения, «окрашивают» будущую личность, в тканях клеток, в органической памяти и на уровне зарождающейся психики [6]. Развивающийся плод запоминает сенсорную информацию; любовь, с которой мать вынашивает ребенка; хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера (мысли, связанные с рождением). Богатство эмоционального общения с плодом оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память. Когда мать испытывает чувство радости, счастья - мозг вырабатывает эндорфины - «гормоны счастья».
В свою очередь нервозность беременной женщины вызывает повышение уровня «гормона стресса» (кортизола) в организме плода. Это увеличивает риск развития заболеваний сердечно-сосудистой системы будущего малыша. Салехов С.А. подчеркивает, что «на фоне стресса происходит активация симпатоадреналовой системы, что приводит к периферическому ангиоспазму, развитию ишемии и гипоксии. В результате этого создаются предпосылки для перехода на анаэробный катаболизм и образования в ишемизированных тканях эндотоксинов. Это негативно сказывается на функциональном состоянии органов и систем, подвергшихся ишемии и гипоксии». Особое значение энергетическое обеспечение организма на фоне стресса имеет во время беременности, в первую очередь в I триместре, когда происходит закладка органов и систем, а затем их формирование [10]. Постоянные стрессы во время беременности могут вызывать асимметрию в расположении ушей, пальцев, конечностей плода.
Стресс-реакция на психический стресс (боль) осуществляется по следующему пути: кора мозга – лимбическая система – каудальный отдел подбугорной области – спинной мозг брюшные нервы – мозговое вещество надпочечников адреналин – нейрогипофиз – АКТГ – кора надпочечников [14].
Пренатальный стресс может быть причиной тяжелых психических заболеваний - неврозов, психозов. Они могут проявляться в виде импульсивности, навязчивых состояний, фобий, страхов, обнаруживаемых в детстве в виде боязни темноты, пауков, змей, необычных фобий - боязнь звонков, текущих кранов. Пренатальный стресс может стать причиной психосоматических расстройств, таких как астма, мигрень, нейродермит, расстройство речи, заикание, энурез, гиперактивность, дефицит внимания, неспособность обучаться.
В последнее время, все чаще психологи, психиатры, акушеры отмечают дородовую, послеродовую депрессию или депрессию женщин во время беременности, которая формирует склонность к депрессии у ребенка. Новорожденные, родившиеся от матерей с депрессией, чаще требуют мер по оживлению, чаще плачут, их труднее утешить. Чем, более выражена депрессия у матери, тем более раздражительный ребенок. Эмоциональный стресс, негативные мысли, эмоции и чувства матери, являются питательной средой для отрицательного воздействия на органы плода и формирование его нервной системы, преждевременных родов, детской психопатологии, нарушений интеллекта, более частыми возникновениями шизофрении. Страдание, душевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехватки воздуха. Страх, ревность, злоба приводят к появлению чувства тяжести, сдавленности и закрепощения. Конфликты между супругами, родителями и детьми, беременность вне брака, неудовлетворительные материально-бытовые условия являются психосоциальными стрессорами современного общества, увеличивающими риск психосоматических нарушений плода и риск возникновения осложнений [6, 8, 11].
При изучении данной проблемы, необходимо отметить особенности репродуктивной функции при беременности (И.Б.Каплун):
- Ее относительная автономность, как в отношении других функций организма, так и в отношении индивидуума. Эта автономность выражается на уровнях: иммунологическом, гормональном, нейроэндокринном, поведенческом, психическом [6].
- Формирование новой функциональной системы: «мать-плацента-плод» [3].
- Взаимосвязь окружающих факторов с эмоциональными механизмами матери, участвующими в самосохранении и предназначенными для сохранения вида [6].
- Влияние эмоциональных факторов матери на плод, так как для плода небезразличны изменения состояния матери, обусловленные социальными факторами. Например, характер эмоций матери, ее отношение к беременности, режим ее труда и быта, патогенные влияния на ее микро и макроклимат, питание, заболевания [1. 2. 3].
«Социально-психологические стрессовые ситуации во время беременности (незапланированная беременность, конфликты с партнером и родными, отсутствие материальных ресурсов, увеличение социальных рисков) будут усугублять последствия функциональных нарушений в сформировавшихся органах-мишенях. При этом коктейль медиаторов стресса, поступающих через систему мать-плацента-плод, будет формировать в органах-мишенях связку стресс-ангиоспазм-гипоксия- дисфункция» [10].
На фоне воздействия биологических стрессоров, связанных с перестройкой и адаптацией организма женщины к вынашиванию плода параллельно присутствует эмоциональная реакция, которая усугубляет течение и восприятие биологического стресса (см. рис.).
Салехов С.А. [10]
Особого важно отметить, что современные информационные технологии увеличивают стресогенные риски для беременных женщин, так как информация, получаемая из различных источников, воспринимается как реальная угроза, на которую организм реагирует в формате «борьба-бегство», а состояние внутреннего покоя, стабильности и равновесия остается в дефицитарном варианте. Соответственно, создается избыток гормонов стресса, восприимчивость к которым повышена у органов-мишеней, что приводит к развитию и прогрессированию психосоматической патологии.
Эмоциональные впечатления, полученные плодом до рождения, не могут быть изъяты из клеточной памяти, так же как и усилия психотерапевтов не могут полностью «стереть» эти впечатления, они могут лишь ослабить их влияние. К сожалению, мир, в котором мы живем, не всегда бывает доброжелательным, способствующим развитию способностей и талантов, переданных ребенку с генами родителей и предков. Молодые родители, являясь частью современного общества, подвержены социально-психологическим стрессам, что сказывается на их потомстве и на следующем поколении людей. Психически/физически больной ребенок - это страдания семьи и общества. Поэтому важно осознавать, что подготовка к беременности (психологическая, физиологическая и социально-бытовая) беременность и роды - это уникальное время для первичной профилактики нарушений психического и физического здоровья ребенка.
Список литературы:
1. Абрамченко В.В. Клиническая перинатология. СПб, 1995
2. Абрамченко В.В. Активное ведение родов. СПб. Специальная литература, 1996
3. Гармашева Н.Л. Константинова Н.Н. Введение в перинатальную медицину. – М.: Медицина, 1978
4. Губачев Ю.М. Стабровский Е.М.Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений.-Л. Медицина, 1981
5. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.: Наука, 1983
6. Каплун И.Б. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности: Автореф. Дис. канд. мед. Наук. – СПб, 1995
7. Курицин И.Т. Теоретические основы психосоматической медицины.-Л.: Наука, 1973
8. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд.ЛГУ, 1983
9.Психика и роды/под ред. Э.К.Айламазяна. – СПб, 1997
10. С.А.Салехов. Влияние стресса во время беременности на формирование предрасположенности к развитию психосоматики. Вестник Новгородского Государственного университета №1 (117). DOI: https://doi.org/10.34680/2076-8052.2020.1(117).71-74.
11. Сейден А.М./ Травмы при беременности: Сб.тр., перевод с англ. Цит. По Бухсбаум, М. Медицина, 1982
12. Спивак Л.И., Вистранд К.Р., Абраменко В.В.//Патология нервной системы у женщин репродуктивного возраста – Рязань.1993.
13. Стресс и его значение для организма./Под. ред. О.Г. Газенко._М.: Наука, 1988
14. Фурдуй Ф.И.// Механизмы развития стресса.- Кишинев:Штиинца, 1987.